Проект
«Музыкальная палитра»
(формирование психологического здоровья младших школьников во внеурочной деятельности средствами интегрированных занятий с элементами арт-терапии)
Авторы: учитель музыки
Мохнарева Юлия Александровна,
учитель изобразительного искусства
Шпренгер Светлана Сергеевна,
педагог дополнительного образования
Колозина Елена Александровна,
педагог-психолог Афакина Татьяна Ивановна
Научный консультант: Грушко Наталья Викторовна,
к.п.н., доцент кафедры социальной психологии ОмГУ

Инновационный проект «Формирование психологического здоровья младших школьников во внеурочной деятельности на основе реализации программы интегрированных занятий с элементами арт-терапии «Музыкальная палитра» разработан в соответствии с требованиями ФГОС и является неотъемлемым компонентом комплексной программы сохранения и укрепления здоровья школьников «Гимназия – территория здоровья, безопасности и комфорта» на 2012-2016 г.
Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни.
Предлагаемый проект направлен на формирование психологического здоровья обучающихся младших классов, способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и выражать свои чувства с помощью музыки, хореографии, изобразительного творчества. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области (А.И. Копытин, О.В. Хухлаева, В.М. Элькин и др.), наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья младшего школьника является его успешная адаптация к социуму.
Преимущества в формировании психологического здоровья обучающихся интегрированных занятий по музыке, хореографии, ИЗО с элементами арт-терапии перед другими формами внеурочной деятельности: - практически каждый ребенок может участвовать в занятиях, которые не требуют от него каких-либо способностей и навыков к музыкальной или изобразительной деятельности; - арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех детей, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний; - художественная деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов; - продукты художественного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей ребенка, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих диагностических исследований; - арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру ребенка; - арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть усталость и апатию, сформировать более активную жизненную позицию; - арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала ребенка, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации – раскрытии широкого спектра возможностей личности и утверждения им своего индивидуально неповторимого способа бытия в мире.
Цель проекта: создание условий для формирования психологического здоровья младших школьников во внеурочной деятельности средствами интегрированных занятий по музыке, хореографии и изобразительному искусству с элементами арт-терапии.
Для реализации данной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать научные исследования по проблеме формирования психологического здоровья младших школьников, выявить характерные особенности данного процесса во внеурочной деятельности.
2. Составить календарно-тематический план реализации проекта.
3. Разработать критерии оценки эффективности реализации проекта.
4. Обеспечить методическое и психологическое сопровождение интегрированных занятий по музыке, хореографии и изобразительному искусству, включающее:
– ежегодную диагностику психологической адаптации младших школьников к школе (входная, промежуточная, итоговая);
- консультации с обучающимися младших классов, имеющими затруднения в адаптации к школе и их родителями;
- создание рабочей тетради, методического сборника по программе
«Музыкальная палитра»;
- разработку отчета и итоговой презентации проекта.
5. Провести курсовую подготовку по арт-терапии преподавателей музыки, хореографии и изобразительного искусства в очной или дистанционной форме обучения.
В основе реализации проекта лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, разработанная на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» доктора психологических наук О.В. Хухлаевой, которая включает три основных компонента: аксиологический, инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментально-технологический компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Реализация проекта по формированию психологического здоровья младших школьников во внеурочной деятельности основана на интеграции предметов художественно-эстетического цикла: музыки, хореографии, изобразительного искусства. Все эти предметы направлены на развитие духовности личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и творить прекрасное. Каждый ребенок одарен природной способностью творить, теми или иными наклонностями. А интегрированное обучение позволяет наиболее полно раскрыть и развить в ребенке эти способности.
Построение программы для 1-4 классов «Музыкальная палитра» опирается на такие психолого-педагогические принципы:
- добровольность участия в художественной деятельности;
- принцип единства восприятия и созидания;
- единство эмоционального и сознательного при общении с искусством;
- комплексное воспитание и развитие обучающихся;
- целостность и неспешность эмоционального освоения;
- принцип постоянства связи искусства с жизнью.
Элементы педагогических технологий, используемые для проведения занятий: проблемного диалога, продуктивно-творческой деятельности, социального проектирования и сотрудничества.
Ведущие методические приемы на занятиях:
- художественного уподобления и широких ассоциаций;
– метод художественной импровизации;
- метод погружения в творческую среду;
- методы продуктивно-творческой деятельности;
- диалогичности;
- привлечения личного опыта учащихся.
Структура занятий:
I. Приветствие и эмоциональная разминка.
Настроить детей на активную работу и контакт друг с другом.
II. Основная часть (Чередование видов деятельности):
1. Проблемный диалог по теме занятия.
2. Развитие эмоций и способов эмоционального реагирования на произведение искусства. Этюды и игры, направленные на развитие понимать, осознавать свои и чужие эмоции, вызванные общением с искусством, правильно их выражать и полноценно переживать.
3. Развитие навыков продуктивно-творческой деятельности. Выполнение интегрированных творческих заданий.
4. Закрепление умения культурно проявлять свои эмоций и перенос их на новые ситуации с помощью арт-терапевтических приемов: (рисунки, сочинение историй, пластические движения под музыку и т.д.). Диагностика основных проблем ребёнка. Освобождение от негативных переживаний.
4. Релаксация. Психомышечная тренировка. Снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроя, поведения и черт характера. Игры на расслабление (этюды на эмоциональное удовольствие). Обучение саморасслаблению.
III. Рефлексия Смысловое содержание: Почему это делали? В чем было затруднение? Для чего мы играли? Понравилось или нет. Почему?