Четверг, 18.01.2018, 12:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Уроки музыки
Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование нравственного здоровья школьников средствами образовательной области «Искусство»

Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников относится к одной из стратегических задач нашего государства и общества, которая решается на разных уровнях: государственном, общественном, образовательном.                                        

В рамках решения этой проблемы создаются различные образовательные концепции, программы, технологии по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Акцент в данных разработках чаще всего делается на физическом уровне здоровья школьников, реже на психическом, а проблемы формирования нравственного здоровья  практически не рассматриваются.    

Между тем, как справедливо полагают И.И. Брехман, М.Е. Бурно, Д.Н. Давиденко, О.Е. Кучерова, В.П. Казначеев, В.П. Петленко и др., именно нравственное здоровье является базовым компонентом здоровья человека, негативные изменения в состоянии которого приводят к «нарушению жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных, психических и духовно-нравственных характеристик» [1].

Для решения этой проблемы в МОУ «Гимназия №26» с 2008 г. разрабатывается и апробируется интегрированная программа   формирования нравственного здоровья школьников  средствами образовательной области «Искусство». Целью данной программы является развитие эмоционально-нравственного отношения школьников к произведениям искусства и стоящим за ними жизненным явлениям.

Такой целенаправленный процесс формирования личности школьника средствами искусства усиливается за счет решения задач нравственного воспитания:

- развития способности целостного, гармоничного восприятия действительности, нравственного, духовного мира путем активизации эмоционально-чувственной сферы;   

-   обеспечения психологической адаптации к искусству как способу творческого самовыражения;

-    развития практических умений общения с искусством;  

-  обогащения знаниями, стимулирование положительной мотивации.

 Так, на уроках музыки учителя Мохнаревой Ю.А произведение искусства рассматривается как «живое художественное событие», обязательными участниками которого являются автор произведения, его исполнители и слушатели.

По мнению педагога, восприятие искусства обладает эмоционально-нравственным воздействием лишь на этапе «завершения», когда слушатель сознательно занимает нравственную позицию по отношению к произведению искусства, пребывая с ним в звучащем единстве как с предметом своего эмоционального отношения-оценки.

На уроках МХК и литературы учителя Михайленко Т.В. нравственное содержание произведений искусства раскрывается с помощью образного постижения той или иной эпохи, как сосредоточения нравственно-эстетических идеалов, моральных ценностей и духовных устремлений времени. Интегративное понимание предметов образовательной области «Искусство» позволяет педагогам вместе с ребятами выходить за рамки урока и выражать свою гражданскую позицию через сценическое воплощение музыкальных, литературных и художественных образов. На сцене МОУ «Гимназия №26» были поставлены такие литературно-музыкальные композиции как «Песни, опаленные войной», «Город детства» по творчеству Р. Рождественского и др. Эмоциональное воздействие музыки и слова не только пробуждает нравственные чувства, но и раскрывает творческий потенциал школьников, воодушевляет на создание новых творческих работ.

Такой подход к преподаванию различных предметов в МОУ «Гимназия №26» основан на исследованиях Л.С. Выготского, М.С. Кагана, Б.М. Неменского, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, которые доказывают, что эффективным средством воздействия на нравственное здоровье школьников выступает искусство, благодаря комплексному воздействию на психо-эмоциональную сферу. Искусство влияет как на развитие общих психических свойств школьников (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), так и на развитие их эмоциональной отзывчивости, чуткости, нравственно-эстетических потребностей, идеалов, то есть на формирование нравственно здоровой  личности.

Важную роль в формировании  нравственного здоровья школьников играет художественный образ, создаваемый в произведениях искусства как своеобразная «модель должного» (Д.А. Леонтьев). Осмысление аксиологических аспектов художественного образа в произведениях искусства обусловлено также открытиями в области синергетики, согласно которым создание художественного образа является попыткой создания «модели потребного будущего» (Н.А. Бернштейн).   

Художественный образ является не столько образцом для подражания, сколько «строительным материалом» для формирования «модели потребного будущего». Осмысление художественного образа произведения искусства с точки зрения аксиологии позволяет школьникам осознать возможность ценностного выбора  и побуждает к внутреннему диалогу, без которого поиск индивидуального смысла невозможен.

Умение сопереживать героям художественных произведений, ставить себя на их место и через собственную творческую деятельность выражать свое эмоционально-ценностное отношение  к произведению искусства дает школьникам опыт самостоятельного решения  подобных жизненных ситуаций.

1. Кучерова О.Е. Проблема духовно-нравственного здоровья в современном воспитании.//Вопросы воспитания. СПО.№10., 2006,  с.19.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: muzart (23.02.2011)
Просмотров: 2264 | Рейтинг: 5.0/1
Категории разделов
Мои статьи [9]
Форма входа
Друзья сайта





Наш опрос
Как Вы относитесь к классической музыке?
Всего ответов: 132
Поиск








HotLog free counters Бюро неформальных событий Союз образовательных сайтов

MP3 на OZON.ru Музыка на CD. Новинки и акции Оригинальные импортные аудио CD
Copyright MyCorp © 2018
OZON.ru
Сайт о хоровом пении