Четверг, 18.01.2018, 12:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Уроки музыки
Главная » Статьи » Мои статьи

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ

Историко-культурное наследие родного края, сосредоточенное в различных объектах культуры,  для современных подростков является не только информацией о культурном социуме и исторических процессах прошлого, но и коммуникативно-деятельностной частью их настоящего и будущего.

Развитие межкультурного диалога очень важно для формирования ценностного отношения современных подростков к тому месту, где они родились и выросли. Само историческое развитие народов Омского Прииртышья в немалой степени основывалось на богатстве и сохранении этнокультурной среды, на многовековом мирном опыте проживания в одном регионе более 120 народностей. Благодаря этому  многонациональное население Омской области  выдержало многие испытания, а  в наши дни  стало важным фактором преодоления экстремистских настроений, национализма и религиозной нетерпимости. Многонациональный состав населения Омской области обусловлен целым рядом географических, исторических, культурных, религиозных и социально-экономических причин, одной из которых является огромное внимание сохранению и развитию культурного наследия населяющих ее народов, созданию атмосферы терпимости и согласия; созданию условий по удовлетворению национальных и образовательных потребностей, углублению знаний родного языка, культурных традиций и обычаев; формированию установок толерантного сознания и поведения среди жителей нашего региона. Изучение подростками  культурного наследия родного края выполняет ряд социально-значимых функций:

·              интегративная - обеспечиваются связи между современной социокультурной действительностью и социокультурными явлениями прошлых эпох;

·              идентификационная – вызывает осознание школьниками сходства и различия современных социокультурных систем с прошлым. Осуществляет поиск знаков, смыслов, звучания, соответствующих современному социокультурному образу;

·              познавательная – дает возможность моделирования историко-культурных процессов, возможность интерпретации прошлой действительности в современном звучании;

·              мировоззренческая – формирует ценностные установки школьников на общность народов Омского Прииртышья и их многообразие в социокультурной среде, формирует систему обобщенных взглядов на историю и мир культуры;

·              коммуникативная – способствует взаимопониманию и общению школьников в рамках изучения культуры народов Омского Прииртышья, способствует восстановлению взаимопонимания между поколениями, социумами разных культур и т.д.:

·              дифференцирующая – разделяет народы Омского Прииртышья на социокультурные ареалы и границы, сохраняет возможность их существования как системам с разными историко-культурными ценностями и установками;

·              воспитательная – вызывает уважение к историко-культурному прошлому родного края, направляет духовное развитие личности;

·              эстетическая – формирует художественный вкус и ценностные оценки художественно-творческой деятельности людей;

·              культуротворческая – увеличивает объем участия историко-культурных ресурсов в развитии современного социума, формирует направленность личности на конструктивное созидание и творческое самовыражение.


Социокультурный проект «Омск - город детства: прошлое, настоящее, будущее», реализуемый в МОУ «Гимназия №26» г. Омска с 2010 г. соответствует социокультурным и возрастным потребностям подростков в конструктивной творческой самореализации и успешной социализации, рефлексии творческих достижений.

Ожидаемыми результатами проектной деятельности  подростков являются:
-  умение организовывать свою деятельность в процессе познания мира через образы и формы искусства, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими участниками проекта в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;

- умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу произведения искусства;

- формирование социальной компетенции: активная жизненная позиция; формирование социальных навыков общения через совместное преодоление трудностей, чувство товарищества, открытость, понимание своей полезности в общем деле; становление личностных качеств участников проекта с помощью создания ситуации успеха, направленности их деятельности на  конструктивную самореализацию и успешную социализацию.

Этапы работы:

Этап 1 -  Подготовка и проведение урока «Город Детства» (апрель 2010г.)

Этап 2 -  Создание веб-сайта проекта (апрель 2010г.)

Этап 3 – Разработка различных направлений внеклассной социокультурной деятельности, связанных с идеей проекта (май-январь 2011г.)

Этап 4 – Представление результатов проекта на научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях (май – апрель 2011г.):

Этап 5 – Отражение результатов проекта на страницах веб-сайта http://omskgorodetstva.ucoz.ru/.

 

Этап 6 - Обсуждение наиболее социально-значимых тем проекта и подведение итогов: май 2011г.

Описание эталона оценки проектной деятельности (с учетом возрастных особенностей подростков) [1:39]:

·        цель определена, ясно сформулирована, четко обоснована;

·        развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых шагов по достижению цели;

·        тема проекта раскрыта исчерпывающе, авторы продемонстрировали глубокие знания, выходящие за рамки учебных программ по предмету;

·        работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников;

·        работа отличается творческим подходом, оригинальным отношением автора к идее проекта;

·        работа отличается грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами;

·        на защите проекта автор владеет культурой общения с аудиторией, выступление уложилось в регламент и вызвало интерес слушателей;

·        проектный продукт полностью соответствует требованиям качества

(эстетичен, соответствует заявленным целям проекта).

 

1. Ступницкая М.А.. Что такое учебный проект? – М.: Первое сентября, 2010.- с.39-40

Категория: Мои статьи | Добавил: muzart (03.03.2011)
Просмотров: 1640 | Рейтинг: 0.0/0
Категории разделов
Мои статьи [9]
Форма входа
Друзья сайта





Наш опрос
Как Вы относитесь к классической музыке?
Всего ответов: 132
Поиск








HotLog free counters Бюро неформальных событий Союз образовательных сайтов

MP3 на OZON.ru Музыка на CD. Новинки и акции Оригинальные импортные аудио CD
Copyright MyCorp © 2018
OZON.ru
Сайт о хоровом пении