Четверг, 15.11.2018, 17:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Уроки музыки
Главная » Статьи » Мои статьи

Метапредметность в интерпретации современого урока Искусства

Выявление метапредметной содержательной и деятельностной доминанты интегративного обучения на учебных предметах образовательной области «Искусство» основано на представлении о поисковых моделях обучения (Э. де Боно, Д. Брунер, Д. Мезироу и др.), в которых процесс учебного поиска становится определяющим для построения обучения (процессуально-ориентированное обучение) [1].

Дидактическим поискам этого направления свойственна ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся.  Общей основой разнообразных моделей обучения с поисковой направленностью является надпредметная поисковая деятельность, разновидностью которой бывают: постановка проблемы, генерация идей, коммуникативно-диалоговая деятельность, выявление и сопоставление точек зрения, позиций, аргументация; моделирующая деятельность в предметно-содержательном и социально–психологическом плане [2].

Психолого-педагогическими средствами реализации метапредметного подхода на учебных предметах образовательной области «Искусство» является развитие художественно-образного, дивергентного мышления, формирование опыта творческой деятельности, социокультурное моделирование, поиск и определение личностных смыслов.

Образовательная область «Искусство» включает такие предметы, как литература, музыка, изобразительное искусство, МХК, а также внеклассную деятельность по данным предметам.

В чем заключается межпредметная интеграция на этих предметах? В тех знаниях, категориях эстетики, которые находятся между этими предметами и являются общими (такие понятия как содержание, форма, стиль и.т.д.). Это интеграция на уровне знаний, которая не так уж и нова, ведь в учебных программах  по этим предметам содержатся темы, направленные на установление подобных межпредметных связей.

Очевидный минус такой интеграции – отчужденность полученных знаний от личности ученика.  Что надо сделать, чтобы эти знания стали востребованы учениками? Надо предоставить возможность им самим стать участниками процесса создания этих знаний, авторами собственных художественных произведений, которые создаются по определенным законам и критериям. При таком подходе межпредметные знания становятся личностным.

Когда же возникает переход на более высокий уровень интеграции?  Когда ученик начинает осмысливать как процесс, так и результат творческой деятельности.    Тогда, для того чтобы ответить на поставленные перед ним вопросы (а такие вопросы на смысл, понимание, обязательно должны присутствовать в уроке Искусства), он попробует воссоздать в своем мышлении все этапы творческой деятельности.  Таким образом, можно сделать вывод, что межпредметный урок Искусства основан на интеграции  (от лат. integratio - восстановление, восполнение, от integer - целый) на уровне содержания  по принципу использования знаний одной учебной дисциплины при изучении другой. Результатом такой интеграции является объединение фрагментов знаний в целостное представление.

Метапредметный урок Искусства предполагает интеграцию не только на уровне содержания, но и на уровне организации способностей к определенным типам деятельности, направленным добывание знания самостоятельным путем. Результатом такого процесса является овладение определенной способностью, применимой в разных областях знания и жизнедеятельности.

Метапредметная деятельностная доминанта обучения на предметах образовательной области «Искусство» - это мыследеятельная способность к творчеству, которая востребована во всех видах деятельности человека и по определению психологов является высшим типом деятельности. Способность к творчеству как способ мыследеятельности помогает конструктивно решить проблему переизбытка знаний и возможности их усвоения на более высоком уровне. В таком способе деятельности задействованы оба полушария, что ведет к гармонизации мозговой деятельности, снижению переутомления, возникновению позитивного эмоционального фона. С точки зрения формирования мировоззрения ученика, эта способность помогает сформировать веру в себя и свои возможности, ориентировать его на конструктивное преобразование действительности.

Художественная продуктивно-творческая деятельность как специфичный вид деятельности характеризуется тем, что в ней сливаются преобразовательная, познавательная, личностно-ориентационная, коммуникационная деятельность (М.С.Каган), ее предметом выступает личностное отношение к действительности, а продуктом является целостность логического и образного, эмоционального и рационального, материального и духовного. Инструментом передачи опыта выступает переживание, проживание, служащее основой формирования ценностных отношений участников деятельности (М.С. Каган, Б.М. Неменский, Л.В. Школяр и др.)

Характерной чертой метапредметной  творческой деятельности является рефлексивный характер ее включения, как в учебный процесс, так и в содержание обучения: от обучения через творческую деятельность – к обучению творчеству.

В таком образовательном процессе учитель становится организатором продуктивно-творческой деятельности учащихся, режиссером их взаимодействия, как с учебным материалом, так и друг с другом. Психолого-педагогическими  условиями организации такой деятельности являются: доброжелательна позиция учителя, принятие и поддержка ученика, позитивная безоценочная реакция. Включение в учебный процесс не только познавательной, но и эмоционально-личностной сферы ученика – является актуальной тенденцией личностно-ориентированного обучения на основе целостного жизненного опыта.

С точки зрения арт-педагогиченкого подхода (О.С. Булатова), необходимыми условиями организации такого художественно-педагогического общения являются:

·  создание атмосферы и конструирования ситуаций, делающих возможным и подготавливающих состояние сопереживания;

·  «внедрение» переживания в собственное духовное пространство личности для рождения новых смыслов;

·  углубление в содержание объекта анализа и его рассмотрение на широком историко-культурном фоне;

·   эмоционально-ценностная оценка – путь к объекту «от себя»;

·  творческое переосмысление объекта, переосмысление его содержания на основании субъективного духовного опыта, идеалов, представлений [3].

Реализация идеи метапредметности в образовательной области «Искусство» также основана на понимании художественного образа как фундаментальной содержательной доминанты. Осмысление аксиологических аспектов художественного образа обусловлено открытиями в области синергетики, согласно которым создание художественного образа является попыткой создания «модели потребного будущего» (Н.А. Бернштейн), «модели должного» (Д.А. Леонтьев).

Художественный образ является не столько образцом для подражания, сколько строительным материалом для формирования этих моделей. Психологическими механизмами воздействия художественного образа как «модели потребного будущего» на личность ученика является идентификация, рефлексия и эмпатия. Рефлексия собственных творческих достижений с точки зрения аксиологии позволяет ученикам осознать возможность ценностного выбора и побуждает к внутреннему диалогу, без которого поиск индивидуального смысла невозможен.

К сожалению, в современном образовании остается мало места для аффективного, образного, незавершенного, неоднозначного (Ю.В. Сенько), из-за чего теряется возможность целостного взгляда на мир, проживания знания в процессе обретения и постижения его смысла для себя каждым субъектом, формирования «живого личностного знания», «смыслового преображения бытия» (М.М. Бахтин), «из-обретения мира впервые» (В.С. Библер).

Происходит перекос в сторону преобладания отвлеченно-абстрагирующих элементов мышления над живым, непосредственно-образным восприятием действительности. При этом нарушается гармония этих элементов, необходимая для разностороннего понимания жизни, эмоциональность восприятия подавляется рассудочностью, а многообразие индивидуального в природе и в людях меркнет и схематизируется.

В контексте современных взглядов на образование как погружение в культуру, современный метапредметный урок Искусства - это один из способов становления в ней, выработки учащимися системы ценностей и смыслов, развитие чувств и отношений.

В рамках экспериментальной деятельности учителей МОУ «Гимназия №26» г. Омска был разработан метапредметный урок Искусства «Город Детства» для 8 класса, ориентирующий школьников на формирование образной картины мира, художественно-образного, дивергентного мышления, конструктивную творческую самореализацию и успешную социализацию средствами изобразительного искусства, литературы, музыки,  а также внеклассной социокультурно-проектной  деятельности и ИКТ.

На основе психолого-педагогической диагностики учащихся  8-1 класса были определены наиболее эффективные способы достижения образовательных, развивающих и воспитательных целей; составлен сценарный план урока с учетом этапов художественно-педагогической драматургии, обсуждены виды  и способы рефлексии результатов продуктивно-творческой деятельности. Методами оценки достижения целеполагания урока стали педагогическое наблюдение, оценка экспертов, а также жизнеспособность, качественная характеристика обобщающего образовательного продукта урока – веб-сайта "Омск-город детства: прошлое, настоящее. будущее" .

1.                          Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., 1994. Гл.3-6.

2.                          Кларин М.В. Педагогические технологии и инновационные тенденции в современном образовании //Инновационное движение в Российском школьном образовании // Под. ред. Э Днепрова, А Каспаржака, А. Пинского. – М., 1997. – с. 351.

3.                          Булатова О.С. Арт-педагогический подход в образовании. – Тюмень, 2004.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: muzart (23.02.2011)
Просмотров: 3738 | Рейтинг: 0.0/0
Категории разделов
Мои статьи [9]
Форма входа
Друзья сайта





Наш опрос
Как Вы относитесь к классической музыке?
Всего ответов: 132
Поиск








HotLog free counters Бюро неформальных событий Союз образовательных сайтов

MP3 на OZON.ru Музыка на CD. Новинки и акции Оригинальные импортные аудио CD
Copyright MyCorp © 2018
OZON.ru
Сайт о хоровом пении