Четверг, 15.11.2018, 17:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Уроки музыки
Главная » Статьи » Мои статьи

Обновление содержания образовательной области «Искусство»

Расширение возможностей воспитательной работы с обучающимися на учебных предметах образовательной области «Искусство»  предусматривается в новых Федеральных государственных образовательных стандартах,  «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков).  В этих нормативных документах определены стратегические цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников, а также возможные направления их реализации в учебной, внеклассной и внешкольной деятельности на основе создания интегрированных программ духовно-нравственного воспитания [1].                                         Анализ содержательных линий образовательной области «Искусство», предусмотренных ФГОС показал, что основные изменения  содержания  образовательной  области  «Искусство» заключаются в
 совершенствовании имеющегося  содержания  с позиций: -  возрастных и социокультурных потребностей; - традиционных систем (виды - жанры - художественные средства - история искусств); - структур творческой деятельности и форм общения с искусством и социокультурной средой.

Содержательные линии образовательной области «Искусство», предусмотренные ФГОС (проект основной ступени обучения)

Учебные предметы

Содержательные линии

ИЗО

- возникновение и виды пластических искусств;

- язык и жанры изобразительного искусства;
- художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства;

- связь времен в искусстве на примере эволюции художественных образов.

музыка

- музыка как вид искусства;

- средства музыкальной выразительности;

- образ и драматургия в музыке;

- народное музыкальное творчество;

- особенности музыки различных эпох;

- отечественная музыкальная культура XIX в.;

- стилевое многообразие музыки ХХ столетия;

- взаимосвязь классической и современной музыки с другими искусствами как различными способами художественного познания мира.

Искусство

- роль и место искусства в жизни человека и общества;

- художественный образ и его специфика в различных видах искусства;

- виды и жанры, стили и направления в искусстве;

- история искусства различных эпох (первобытное искусство, искусство Древнего мира, Средневековья, Возрождения, Просвещения; общая характеристика искусства XIX в.);

-  искусство народов России и мировой художественный процесс;

- искусство XX в.;

-  новые виды искусства (кинематограф, телевидение, компьютерное искусство и его эстетические особенности).

 

С точки зрения культурологического подхода (М.М. Бахтин, В.С. Библер) такое обновление содержания выступает средством трансляции культуры, овладевая которой обучающийся не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность и приумножать потенциал искусства и культуры.

Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она побуждает человека к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для обучающихся деятельность, тем эффективнее происходит овладение ими общечеловеческой культурой. Деятельность личности является тем механизмом, который позволяет преобразовывать совокупность внешних влияний в личностные новообразования как продукты развития.

Аксиологический подход (В.А. Караковский, А.В.Кирьякова, И.Б. Котова, ГИ. Чижакова, Е.Н. Шиянов, Н.Е.Щуркова, Е.А. Ямбург) к обновлению содержания образовательной области «Искусство» основан на представлении мира ценностей и идеалов культуры как объективной, социокультурнной реальности.  Именно ценностные ориентации детерминируют отношение обучающихся к окружающему миру и самим себе.  

 Интериоризация ценностей культуры в процессе общения с искусством, по нашему мнению,  является аксиологическим основанием обновления содержания  образовательной области «Искусство»  по следующим содержательным линиям:

- взаимодействие «языков» различных гуманитарных дисциплин как социализирующий компонент современной культуры;

- обращение к диалогу в изучении картины мира как средство идентификации обучающихся с конкретным искусством, с культурой, региональными и национальными традициями.

Выделенные нами содержательные линии отражают положения диалоговой концепции культуры (М.М. Бахтин, В.С. Библер), где аргументирована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания [2.].  

Предлагаемое нами обновление содержания образовательной области «Искусство» может быть расценено не только как «расширение» или «углубление» имеющихся содержательных линий ФГОС, но и как выявление главных стратегических акцентов эстетического образования и воспитания в основной ступени школьного образования   с позиций развития комплекса личностных структур обучающихся, основанных на  соблюдении принципов личностно-развивающего образования:

·        культуросообразности;

·        ценностно-смысловой направленности содержания;

·         личностной деятельности;

·         субъектности;

·         дополнительности;

·         открытости;

·         становления;

·        диалогичности.

Адекватная гуманитарным заданиям интерпретация этих принципов в содержании учебных предметов образовательной области «Искусство» позволила нам сформулировать свое видение процесса развития комплекса личностных структур обучающихся на основной ступени школьного образования (мотивационно-потребностной, информационной, эмоционально-ценностной, ценностно-смысловой, коммуникативно-деятельностной, рефлексивной сферы), развитость которых обеспечивает системе личности способность:

·        чувствовать и воспринимать произведения искусства во всем многообразии его видов и жанров;

·         принимать мультикультурную картину современного мира;

·         осваивать способы художественного, творческого самовыражения личности;

·        регулировать интеллектуальное и эмоциональное развитие;

·        формировать целостное представление о мире, о формах бытия искусства;

·         развивать умения и навыки познания и самопознания через искусство, накопление разнообразия и неповторимого опыта эстетических переживаний;

·         формировать творческое отношение к решению любых проблем;

·        готовиться к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

1.     Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение. 2009. – с.23

2. Библер В.С. Культура: диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. – 1989. - № 6. – С. 31 – 42.


Категория: Мои статьи | Добавил: muzart (23.02.2011)
Просмотров: 1895 | Рейтинг: 0.0/0
Категории разделов
Мои статьи [9]
Форма входа
Друзья сайта





Наш опрос
Как Вы относитесь к классической музыке?
Всего ответов: 132
Поиск








HotLog free counters Бюро неформальных событий Союз образовательных сайтов

MP3 на OZON.ru Музыка на CD. Новинки и акции Оригинальные импортные аудио CD
Copyright MyCorp © 2018
OZON.ru
Сайт о хоровом пении