Четверг, 20.09.2018, 05:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Уроки музыки
Главная » Файлы » Мои файлы

8 класс 4 четверть "Город Детства"
23.02.2011, 14:16

Тема: «Город Детства».

Тип урока: Метапредметный урок с включением социально-проектной внеклассной      деятельности и   ИКТ.

Продолжительность: 90 минут (задействованы 3 учебные аудитории).

Дата проведения: 17 апреля, 8-1 класс, 28 участников.

Учителя: Мохнарева Юлия Александровна учитель музыки МОУ "Гимназия №26" г. Омск;

Михайленко Тамара Владимировна, учитель литературы МОУ "Гимназия №26" г. Омск; 

Редько Татьяна Алексеевна, учитель изобразительного искусства МОУ "Гимназия №26" г. Омск.

          

Сценарный план урока

 

Составления сценарного плана урока основано на арт-педагогическом подходе к образованию (О.С.Булатова), в котором выделяются:

·        художественная идея урока (представление об уроке с точки зрения соотнесенности в его ткани объектов изучения с личностью субъектов образовательного процесса, их переживаниями, ощущениями, «чувствованиями»);

·        художественный замысел (мысленный поиск тех знаков-носителей, художественных средств, которые будут выступать возбудителями не только интеллектуального напряжения, но и эмоциональной активности субъектов);

·        разработка замысла - выбор наиболее эффективных способов и средств обучения, воспитания, развития, основанных на принципах гуманистичности, расширения контекста освоения материала,  взаимодополнительности и уравновешивания научного и художественно-эстетических подходов в образовательном процессе, драматургичности,     проблемности,  диалогичности, синкретичности, интегративности, гармоничности.

Идея урока: Город детства... Каков его образ в сердце каждого из нас? Каким видят его прошлое, настоящее,  будущее омские художники, поэты, музыканты, а также современные подростки? Ответить на эти и другие вопросы возможно с помощью современного урока Искусства, ориентирующего школьников на формирование образной картины мира, художественно-образного и дивергентного (по Д. Гилфорду) мышления, конструктивную творческую самореализацию и успешную социализацию средствами изобразительного искусства, литературы, музыки,  а также внеклассной деятельности и ИКТ.

Разработка замысла: На основе психолого-педагогической диагностики класса определяются наиболее эффективные способы достижения образовательных, развивающих и воспитательных целей; составляется сценарный план урока с учетом этапов художественно-педагогической драматургии, обсуждаются виды  и способы рефлексии результатов продуктивно-творческой деятельности.

Метод оценки достижения целеполагания урока: педагогическое наблюдение, оценка экспертов, жизнеспособность, качественная характеристика обобщающего образовательного продукта урока – веб-сайта.

Цели урока:

Образовательная: формирование художественно-образного, дивергентного мышления учащихся средствами образовательной области «Искусство».

Развивающая: развитие продуктивно-творческих, коммуникативно-деятельностных навыков школьников с помощью организации продуктивно-творческой деятельности: составление коллажа, посвященного страницам прошлого; сочинение звуковой импровизации, раскрывающей мироощущение подростков, создание макета Площади, посвященной 300-летию Омска с элементами инсталляции;

 Воспитательная: формирование эмоционально-ценностного отношения школьников к историко-культурному наследию г. Омска через постижение  художественного образа «Город Детства».

Задачи урока:

1. Определить основную проблему урока  с помощью нахождение личностных смыслов в образе «Город Детства».

2. Развить эмоционально-чувственное  ощущение образа «Город Детства» с помощью музыкальных, художественных, литературных произведений искусства.

3. Актуализировать представления  учащихся о военном прошлом в г. Омска на примере творчества Р. Рождественского и Г.Олифирова.

4. Сформировать представления о звуковом пространстве современного города.

5. Развить пространственное видение архитектурных сооружений (макет площади).

6. Развить лидерские навыки учащихся и навыки внутригруппового общения в процессе разработки и создания творческих работ.

7. Сформировать способы рефлексии собственной творческой деятельности  с помощью защиты  творческих работ и создания веб-сайта «Омск – город Детства: прошлое, настоящее, будущее».

8.    Способствовать успешной социализации школьников через создание веб–сайта как своеобразной формы творческой рефлексии урока  и оценки их творческих достижений;

9.    Содействовать повышению социальной значимости  творческой деятельности учащихся.

 

Музыкально-художественный материал:

1.    Музыкально-литературная композиция по творчеству Р. Рождественского «Город детства».

2.    Социокультурный конструктор  (строчки из стихотворений  Р. Рождественского, иллюстрации картин Г. Олифирова, фотографии старого Омска, заготовка фона, клей-карандаш, ножницы).

3.    Аудио-запись звуков современного города (звуки машин, звон колоколов, шум голосов и т.д.), аудио-запись песни «Город Детства» в исполнении африканской певицы Цезарии Эворы.

4.    Предметы и материалы для инсталляции (предметы - символы детства, клей, скотч, ножницы, бумага формата А-1).

Ход урока

Действующие лица:

1. Ученики 8-1 класса МОУ «Гимназия №26». Характеристика класса по психолого-педагогической диагностике типа мозговой деятельности: «образники» - (60%), «гармоники»- (30 %), «логики» - (10 %); по развитию лидерских и коммуникативных навыков: высокая степень организаторских способностей (50 %), средняя (30%), низкая (20%).

2. Учителя образовательной области «Искусство» МОУ «Гимназия №26»: учитель музыки Мохнарева Юлия Александровна, победитель ПНП «Лучший учитель России» 2007 г., соискатель кафедры педагогики и психологии детства ОмПГУ; учитель литературы Михайленко Тамара Владимировна, педагогический опыт 29 лет, учитель изобразительного искусства Редько Татьяна Алексеевна, педагогический опыт 27 лет.

 

1. Экспозиция (30 мин.)

1. Этап целеполагания (10 мин.).

Входит учитель музыки: Здравствуйте, ребята, садитесь! Наш сегодняшний урок необычный. Это урок Искусства, которого у Вас еще нет в расписании. Это урок, на котором Вы будете постигать законы творчества, красоты жизни. В нашем классе присутствуют гости, которые будут внимательно наблюдать за всем происходящим – это наши зрители. А оценивать свои творческие достижения Вы будете сами, так как именно Ваша собственная оценка будет служить критерием Ваших достижений. Ведь любой творческий человек должен нести ответственность за то, что он делает. И пусть наш урок лишь  фантазия, мечта, эксперимент…,но ведь именно с них и начинается творчество!

И так, мы начинаем!!! (звонит в треугольник).

Входит учитель литературы с томиком стихов Р.Рождественского: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем знакомиться с образом «Город детства». В.Г. Белинский говорил: «Искусство мыслит образами». Сегодня мы попробуем разобраться в том, чем же особенности такого мышления.

Своеобразным эпиграфом к нашему уроку будут слова известного поэта Р. Рождественского, детские годы которого связаны с Омском (раскрывает книгу): «Память, память…Никуда от нее не денешься, не скроешься, не уедешь…Пласты в ней – как годовые кольца внутри дерева: все близкие, все рядом, все около сердца!».

 Входит учитель изобразительного искусства с шаблоном для коллажа в руке: Здравствуйте. Ощущения детства каждый человек хранит в своем сердце. Каков образ города детства в сердце каждого из нас? Каким видят его прошлое, настоящее,  будущее омские художники, поэты, музыканты? 

Ответить на эти и другие вопросы мы попробуем на уроке, который поможет нам не только перелистать страницы прошлого и настоящего нашего города, но и заглянуть в будущее и немного помечтать о том, каким может быть завтра.

 Учитель литературы: сейчас мы попытаемся рассмотреть этот образ через призму разных искусств, погрузиться в него, а  затем свое понимание выразим в своих творческих работах.

Основной задачей нашего урока будет раскрытие образа «Город Детства» через знакомство с произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства, а также нахождение линостного смысла этого образа. Для этого мы попробуем продлить ценностно-смысловой ряд «Город –Детство -...»

   2. Этап эмоционального погружения в образ «Город Детства» (20 мин).

  Образ первый.

   Учитель музыки: Сейчас мы с вами услышим одну песню в исполнении известной африканской певицы Цезарии Эворы.  Она родилась в 1941году на маленьком южноафриканском острове в очень бедной семье. Ее детство прошло в приюте…ее голос и талант принесли ей мировую известность. В возрасте 60 лет она впервые приехала в Россию и привезла с собой эту песню, в которой она вспоминала свой город детства. Она звучала ее родном языке. Давайте и мы попробуем представить себя на концерте этой певицы и попытаемся почувствовать о чем она поет (слушание.  Диалог мнений учащихся)

   Образ второй.

Учитель литературы: теперь мы с вами перенесемся в военное детство поэта Р.Рождественского, которое прошло в нашем городе.  Послушайте литературно-музыкальную композицию о том времени и ответьте: Какие воспоминания того времени остались в его памяти? (слушание литературно - музыкальной композиции «Город Детства» по творчеству Р. Рождественского. Диалог мнений учащихся).

Образ третий.  Перед вами картина Г. Олифирова «22 июня». О том, как она создавалась, расскажет Лера Васильева (сообщение учащейся о творчестве Г.Олифирова).

 Вопрос: Какие предметы, на ваш взгляд, символизируют детство на этой картине? (обсуждение, обмен мнениями)

Учитель литературы: Страницы прошлого нашего города…их много, но война внесла свой отпечаток в его память.  Давайте попробуем  собрать все наши представления о том времени в форме коллажа. Сопоставление на первый взгляд не связанных друг с другом материалов (фотографий, картин, строчек) особенно хорошо подходит для передачи ощущения того времени, его дыхания….

Учитель музыки: Звуки родного города…Создать звуковую картину современного Омска мы попытаемся с помощью звуковой импровизации, и попытаемся выразить то, что мы порой не можем услышать в суете повседневности…

 Учитель изобразительного искусства: А мы, будем мечтать о том, каким может быть наш город завтра и попробуем создать макет площади, посвященной 300-летию Омска с элементами инсталляции….

2.Разработка.(40 минут) учащиеся с преподавателями расходятся по аудиториям.

Этапы групповой продуктивно-творческой деятельности.  Составление коллажа:

1.Формулировка цели (3 мин): создать коллаж в котором будет отражен образ Омска в военные годы. В этом нам помогут стихи Р.Рождественского, картины Г.Олифирова, фотографии старого Омска, заготовка фона, символизирующая «кольца памяти».

2. Выбор названия коллажа, выражающего его идею (3 мин).

3.Формулировка ценностно-смыслового ряда, к которому подбираются цитаты, фотографии, иллюстрации (5 мин): Город – Детство – Память- Мечта… и т.д.

4. Распределение обязанностей в группе, выбор защитников (5 мин).

5. Изготовление коллажа (15 мин)

6. Обсуждение вариантов защиты (3 мин).

7. Рефлектирующая деятельность: составление синквейнов на тему коллажа (5 мин).

Этапы работы над звуковой импровизацией:

1.Знакомство с особенностями творческой музыкальной деятельности – звуковая импровизация (3 мин);

         2.Знакомство со  звуковыми возможностями музыкальных инструментов (5 мин);

         3.Знакомство с приемами игры на инструментах, обсуждение вариантов (5 мин);

          4. Обсуждение особенностей звуковой импровизации: ритм, тембр, диалоговость, ансамбль,  фразировка и т.д. (5 мин);

          5. формулировка задачи: воплотить в звуках образ Омска, как его ощущают современные подростки (2 мин);

6.  Репетиционная работа над музыкальной формой импровизации (15 мин);

7.     Обсуждение защиты работы соответственно критериям (5 мин).

 Этапы работы над макетом Площади, посвященной 300-летию Омска с элементами инсталляции.

1. Формулировка творческой задачи: воплотить образ Детства в макете объёмной инсталляции по предварительному эскизу исходя из поставленной цели (3 минуты);

2. Знакомство с понятиями: символизм, инсталляция, пространство, образ детства, символизм, смысловые образы (5 мин);

3. Просмотр инсталляций различной тематики, установленных на площадях и улицах различных городов мира. Мультимедиа (5 мин);

4. Определение и моделирование пространства макета площади и установка постамента-основы для инсталляции (5 мин);

5.   Изготовление отдельных фрагментов композиции: форма мороженного, наполнители, изготовление дуг для радуги и обмотка их цветными лентами, лепка декора цветка и игрушки у подножья, объёмных деревьев и кустарников для оформления ландшафта площади. Индивидуальная работа учащихся  с различными материалами: Цветная бумага и картон, вата, проволока, цветные ленты, клей, скотч…

Фронтальная работа учителя: техника безопасности при работе с  колющими и режущими предметами и ядовитыми веществами, показ приемов работы с картоном, бумагой, проволокой (12 мин);

6. Укрепление инсталляции на постаменте при помощи скотча и проволоки, соединение отдельно изготовленных элементов в единую композицию, согласно эскизу. Оформление площади вокруг инсталляции макетами деревьев и кустарников (5 мин);

7.  Выбор защитников проекта и репетиция защиты проекта, в которой ребята  раскрывают смысловое значение  созданного объекта и место для его установки в новом парке Левобережья, посвящённом 300-летию Омска (5 мин).

3. Реприза. (20 минут) объединение учеников  в одной аудитории. Защита творческих работ по критериям: (10 мин):

1.    Эмоционально-ценностное отношение.

2.    Оригинальность.

3.    Художественная завершенность.

 Учащиеся демонстрируют свои работы друг другу, обсуждают, защищают.

Подведение итога урока, формулировка домашнего задания (10 мин):

 Учитель музыки обобщает высказывания учащихся (словесное подкрепление, создание ситуации успеха): Молодцы!!! Ваши работы передают ваше личностное видение и ощущение образа «Город Детства» в прошлом, настоящем и будущем: для кого-то из вас это мечта, память, путь, радость, для кого-то борьба, боль, взросление.

Этот образ у нас получился таким многогранным благодаря творчеству Р.Рождественского, художника Г. Олифирова, и, конечно же, вашему собственному пониманию образа «Город Детства». 

Учитель изо: (формулировка дальнейшей работы над образом согласно личностного творческого предпочтения): Спасибо. Наш урок подошел к концу, но  на самом деле это только начало той большой работы, которую вы посвятите своему родному городу,  для того, чтобы он стал еще лучше.

Домашним заданием урока будет продолжение постижения и проникновения в образ «Город детства» с помощью создания веб-сайта.

 Разработкой технической стороны сайта будут заниматься С. Гусев и А. Бондарев.  В нем они разместят ваши творческие работы, которые стали творческими результатами нашего урока. Все остальные ребята могут заниматься его дальнейшим наполнением: стихи, песни, рассказы, картины, фотографии любимых мест нашего города …одним словом – Творчество. Ровно через неделю сайт начнет свое существование. Каким он будет – во многом  зависит от вас. До свидания и творческих успехов!!!

 

 Обобщающий образовательный продукт урока:

веб-сайт «Омск-город Детства: прошлое, настоящее, будущее"  http://omskgorodetstva.ucoz.ru

 

Категория: Мои файлы | Добавил: muzart
Просмотров: 2427 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Категории разделов
Мои файлы [7]
Форма входа
Друзья сайта





Наш опрос
Как Вы относитесь к классической музыке?
Всего ответов: 132
Поиск








HotLog free counters Бюро неформальных событий Союз образовательных сайтов

MP3 на OZON.ru Музыка на CD. Новинки и акции Оригинальные импортные аудио CD
Copyright MyCorp © 2018
OZON.ru
Сайт о хоровом пении