Четверг, 26.04.2018, 02:46
Приветствую Вас Гость | RSS
Уроки музыки
САРОД – струнный щипковый инструмент лютневого типа,
распространенный в классическом (концертном) музицировании традиции
хиндустани (северная Индия, Пакистан, Бангладеш). Корпус изготавливается из цельного куска красного (тикового, тунового) дерева,
струны в современных инструментах стальные и медные вместо жильных,
использовавшихся ранее.

 


Нижняя часть корпуса (резонатор) полая, полусферическая, обтянутая по
верхнему срезу пергаментом (дека). На деке, на особой мембране,
крепится тонкая подставка. В месте сочленения резонатора и шейки, тоже
полой, по обеим сторонам корпуса расположены полукруглые выемки. Гриф,
сильно сужающийся кверху и имеющий практически трапециевидную форму,
представляет собой полированную стальную пластину, без ладков.


 


Порожком, боковая часть которого выступает за его пределы, гриф
отделяется от колковой коробки, полой, длинной и узкой (соотношение с
грифом примерно 1:2); в ней по обоим бокам крепятся большие деревянные
колки, удерживающие 6-8 основных (игровых) струн. Сбоку шейки
расположены 9-15 меньших по размерам колков, предназначенных для
крепления симпатических (резонирующих) струн тараб.


 


И основные струны, две нижние из которых являются бурдонирующими
(чикари), и симпатические изготовлены из металла (сталь, медь или
латунь). К внутренней стороне колковой коробки, ближе к верхнему
порожку, прикрепляется дополнительный резонатор, сделанный из полой,
высушенной и покрытой особым лаком тыквы небольших размеров, как у ситара и вины.




Общая длина сарода около 75 см, диаметр нижней части корпуса – 25-28
см, верхней (оконечность колковой коробки) – не более 4 см. Существуют
три различных по величине разновидности с.: большой, средний и малый.
Инструмент варьируется также и конструктивно (по количеству и
расположению основных, бурдонирующих и резонирующих струн, положение
колков и т.д.).


 


Как и все инструменты региона, с. настраивается в относительной
звуковысотной системе, что подразумевает отсутствие абсолютной высоты
тоники; все звуковое пространство разделяется на три диапазона-регистра:
нижний (мандра), средний (мадхья) и верхний (тара). Настройка основных
струн осуществляется следующим образом: три верхние (стальные) струны
соответствуют 5-й, 4-й и 1-й ступеням верхне-среднего регистров, три
нижние (медные) – 5-й, 4-й и 1-й средне-нижнего регистров.


 


Струны чикари настраиваются соответственно на верхнюю и нижнюю
тоники. Симпатические струны тараб настраиваются, как правило, в
соответствии со звукорядом той или иной раги, материал которой лежит в
основе развертывания музыкального текста и развивается в композиции.
Особенности конструкции (в частности, металлический гриф) придают
звучанию инструмента холодноватый, несколько «металлический» оттенок;
непролонгированность такого звука требует особых приемов техники
звукоизвлечения, позволяющих связывать звуки в развернутые
ладомелодические построения-«гирлянды», что особенно свойственно быстрым
разделам раговой композиции (гат).


 


В то же время, конструктивная изощренность инструмента делает
возможным исполнения на нем сложнейших технических, звуковысотных и
выразительных нюансов. Используя струны чикари музыкант может создавать
также разнообразные мелоритмические фигуры (особенно в разделах джор и
джала). Целый ряд приемов такого рода роднит с. с ситаром и рабабом, в то время как тончайшая звуковысотная градуировка соотносима скорее с традицией игры на вине.



Современная техника с. обогащена приемами северо- и южноиндийской
вокальной музыки (кхъял, газзал, крити и др.). Играют на с., как и на
ситаре, сидя, оперев корпус о правую ногу, скрещенную с левой, и держа
инструмент горизонтально или с небольшим наклоном. Правая рука музыканта
извлекает звук при помощи плектра (джава) из дерева или слоновой кости;
в игре на грифе участвуют указательный, средний и безымянный пальцы
левой руки.


 


Генезис с., как и ситара,
представляется дискуссионным. Согласно наиболее распространенной
версии, инструмент ведет происхождение от рабаба, с которым его роднит
конструктивная общность (размеры, очертания, количество струн). Вместе с
тем, исследователи предполагают, что среди прототипов с. могут быть
отмечены также древнейшие лютни региона. Вероятно, с. является своего
рода синтетическим инструментом, объединившим наиболее жизнеспособные
черты как собственно южноазиатских, так и заимствованных из
арабо-иранского мира.


 


Полагают также, что на определенном историческом этапе (прибл. в XIX
в.) именно с. вытеснил из практики придворного музицирования на севере
субконтинента рабаб, будучи более совершенным конструктивно, эстетически
и технически. Это косвенно подтверждают легенды, посвященные этому
инструменту. В соответствии с одной из них, с. был введен в употребление
известным в Бенгалии музыкантом Асадуллой Ханом более века назад и с
тех пор именно бенгальская традиция этого инструмента становится ведущей
как в исполнительстве, так и в его изготовлении.



Бенгальской традиции принадлежали такие известные музыканты-сародия (мастера сарода), как Устад Кукаб Хан, Карамулла Хан и Амир Хан. Выходцем из Бенгалии был также Алауддин Хан
выдающийся музыкант традиции хиндустани, один из основоположников
современной североиндийской инструментальной традиции, отец и учитель
одного из наиболее блестящих мастеров этого инструмента в ХХ столетии Али Акбар Хана (он был также учителем Рави Шанкара, см. ситар). К бенгальской традиции относятся и такие мастера с., как Саран Рани и Буддхадев Дасгупта.


 


Представители еще одной влиятельной школы-гхараны – рампурской, –
ведут, по преданию, происхождение от легендарного музыканта времен
могольского императора Акбара, Мийяна Тансена (отсюда и другое ее
название – Сения гхарана). Наиболее известным современным сародия,
ведущим свою линию от этой школы, является Амджад Али Хан, прадедом которого был знаменитый в истории музыки хиндустани сародия Гулам Али Хан. Его деды и отец, Хафиз Али Хан, также внесли большой вклад в развитие традиции этой школы.



Амджад Али Хан


В концертной практике с. используется главным образом как солирующий
инструмент. Значение такового он приобрел, практически, только в ХХ
столетии, будучи до этого времени инструментом, соотносимым
преимущественно с традиционным музицированием и имевшим, вероятно, ряд
региональных разновидностей (фактор, которым, скорее всего, можно
объяснить существующую до сих пор нестабильность, вариативность его
конструкции). В развертывании раговых текстов с., подобно другим
солирующим инструментам, взаимодействует в ансамбле с танпурой и таблой. Современная концертная традиция предполагает также звучание совместно двух инструментов, с. и ситара, или джугалбанди.


Е.М. Гороховик

По материалам сайта  http://www.worldmusiccenter.ru/





Форма входа
Друзья сайта





Наш опрос
Как Вы относитесь к классической музыке?
Всего ответов: 132
Поиск
Календарь
«  Апрель 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30








HotLog free counters Бюро неформальных событий Союз образовательных сайтов

MP3 на OZON.ru Музыка на CD. Новинки и акции Оригинальные импортные аудио CD
Copyright MyCorp © 2018
OZON.ru
Сайт о хоровом пении