Четверг, 15.11.2018, 17:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Уроки музыки

 

Проект

«Музыкальная палитра»

(формирование психологического здоровья младших школьников  во внеурочной деятельности средствами интегрированных занятий с элементами арт-терапии)

 

Авторы:  учитель музыки

Мохнарева Юлия Александровна,

учитель изобразительного искусства

 Шпренгер Светлана Сергеевна,

педагог дополнительного образования

Колозина Елена Александровна,

педагог-психолог Афакина Татьяна Ивановна

Научный консультант:  Грушко  Наталья Викторовна,

к.п.н.,  доцент кафедры социальной психологии ОмГУ

      

Инновационный проект «Формирование психологического здоровья младших школьников во внеурочной деятельности на основе реализации программы интегрированных занятий с элементами арт-терапии «Музыкальная палитра» разработан в соответствии с требованиями ФГОС и является неотъемлемым компонентом комплексной программы сохранения и укрепления здоровья школьников «Гимназия – территория здоровья, безопасности и комфорта» на 2012-2016 г.

Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни.

Предлагаемый проект направлен на формирование психологического здоровья обучающихся младших классов, способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и выражать свои чувства с помощью музыки, хореографии, изобразительного творчества. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области (А.И. Копытин, О.В. Хухлаева, В.М. Элькин и др.), наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья младшего школьника является его успешная адаптация к социуму.  

Преимущества  в формировании психологического здоровья обучающихся интегрированных занятий по музыке, хореографии, ИЗО с элементами арт-терапии перед другими формами  внеурочной деятельности: - практически каждый ребенок может участвовать в занятиях, которые не требуют от него каких-либо способностей и навыков к музыкальной или изобразительной деятельности; - арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех детей, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний; - художественная деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов; - продукты художественного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей ребенка, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих диагностических исследований; - арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру ребенка; - арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть усталость и апатию, сформировать более активную жизненную позицию; - арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала ребенка, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации – раскрытии широкого спектра возможностей личности и утверждения им своего индивидуально неповторимого способа бытия в мире.

Цель проекта:  создание условий для формирования психологического здоровья младших школьников во внеурочной деятельности средствами интегрированных занятий  по музыке, хореографии и изобразительному искусству с элементами арт-терапии. 

Для реализации данной цели были сформулированы следующие задачи:

1.  Проанализировать научные исследования по проблеме формирования психологического здоровья младших школьников, выявить характерные особенности данного процесса во внеурочной деятельности.

2.     Составить календарно-тематический план реализации проекта.

3.     Разработать критерии оценки эффективности реализации проекта.

4.     Обеспечить методическое и психологическое сопровождение интегрированных занятий по музыке, хореографии и изобразительному искусству, включающее: 

   ежегодную диагностику психологической адаптации младших школьников к школе (входная, промежуточная, итоговая);

 -  консультации с обучающимися младших классов, имеющими затруднения в адаптации к школе и их родителями;

 -   создание рабочей тетради, методического сборника по программе

«Музыкальная палитра»;

-    разработку  отчета и итоговой презентации проекта.

5. Провести курсовую подготовку по арт-терапии преподавателей музыки, хореографии и изобразительного искусства в очной или дистанционной форме обучения.

 

В основе реализации проекта лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, разработанная на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» доктора психологических наук О.В. Хухлаевой, которая включает три основных компонента: аксиологический, инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком  ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

Инструментально-технологический компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

Реализация проекта по формированию психологического здоровья младших школьников во внеурочной деятельности основана на интеграции предметов художественно-эстетического цикла: музыки, хореографии, изобразительного искусства. Все эти предметы направлены на развитие духовности личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и творить прекрасное. Каждый ребенок одарен природной способностью творить, теми или иными наклонностями. А интегрированное обучение позволяет наиболее полно раскрыть и развить в ребенке эти способности.

Построение  программы для 1-4 классов «Музыкальная палитра» опирается на такие психолого-педагогические принципы:

  -  добровольность участия в художественной деятельности;

  -  принцип единства восприятия и созидания;

  -  единство эмоционального и сознательного при общении с искусством;

  -  комплексное воспитание и развитие обучающихся;

  -  целостность и неспешность эмоционального освоения;

 - принцип  постоянства связи искусства с жизнью.

Элементы педагогических технологий, используемые для проведения занятий: проблемного диалога, продуктивно-творческой деятельности,  социального проектирования и сотрудничества.  

Ведущие методические приемы на занятиях:

-  художественного уподобления и широких ассоциаций;

– метод художественной импровизации;

-  метод погружения в творческую среду;

 - методы продуктивно-творческой деятельности;

- диалогичности;

- привлечения личного опыта учащихся.

Структура занятий:

I. Приветствие и эмоциональная разминка.

Настроить детей на активную работу и контакт друг с другом.

II. Основная часть (Чередование видов деятельности):

1.               Проблемный диалог по теме занятия.

2.               Развитие эмоций и способов эмоционального реагирования на произведение искусства. Этюды и игры, направленные на развитие понимать, осознавать свои и чужие эмоции, вызванные общением с искусством, правильно их выражать и полноценно переживать.

3.               Развитие навыков продуктивно-творческой деятельности. Выполнение интегрированных творческих заданий.

4.               Закрепление умения культурно   проявлять свои эмоций и перенос их на новые ситуации с помощью арт-терапевтических приемов: (рисунки, сочинение историй, пластические движения под музыку и т.д.). Диагностика основных проблем ребёнка. Освобождение от негативных переживаний.

4.   Релаксация. Психомышечная тренировка. Снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроя, поведения и черт характера. Игры на расслабление (этюды на эмоциональное удовольствие). Обучение саморасслаблению.

III. Рефлексия Смысловое содержание: Почему это делали? В чем было затруднение? Для чего мы играли? Понравилось или нет. Почему?

 

 

Форма входа
Друзья сайта





Наш опрос
Как Вы относитесь к классической музыке?
Всего ответов: 132
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930








HotLog free counters Бюро неформальных событий Союз образовательных сайтов

MP3 на OZON.ru Музыка на CD. Новинки и акции Оригинальные импортные аудио CD
Copyright MyCorp © 2018
OZON.ru
Сайт о хоровом пении